Творчество Жамбула Жабаева в годы ВОВ

Имя Жамбыла широко известно в нашей стране и за рубежом. Стихи исполина казахской народной поэзии переводились ни английский, болгарский, чешский и другие языки мира. С именем Жамбыла связан новый взлет народной поэзии в условиях социализма. Устная поэзия в его творчестве наполнилась новым содержанием.

Величайшая сила патриотизма проявилась у народов Казахстана во время войны. Основой горячей ненависти людей явилась непримиримая противоположность социологической и фашисткой идеологии, глубокая убежденность в преступности вражеских устремлений, осознанное презрение ко всему реакционному. Партия и правительство призывали весь народ к беспощадному истреблению врага. Героизм всего народа нашей страны в борьбе с фашистами явился новым источником дальнейшего развития идей патриотизма.

Творчество Жамбыла – это сплав устной поэзии с современным искусством слова. Отсюда особая красочность и колорит его произведений. Жамбыл воспел кровно близкие и дорогие людям мира темы. Он – певец высокой гражданственности. Отсюда народная любовь к творчеству аксакала акынов Жамбылу.

Поэт родился в 1846 году, в семье бедного кочевника, возле горы Джамбул, что недалеко от южной столицы Казахстана – Алматы.

Он рано научился играть на домбре. Мать поэта Улдан поддерживала мальчика и говорила, что талант игры на домбре передал ему дядя. Отец же не жаловал увлечение сына.

Жамбул Жабаев (рус – Джамбул Джабаев) в песнях этого периода связывает годы борьбы с фашистскими захватчиками.

«Призывая помнить уроки истории:

Мы жизненный опыт копили годами, 

И опыт нас учит бороться с врагами,

Быть твердыми и беспощадными к ним. 

Себя и детей своих помнить заставим: 

Когда мы змеиную голову давим,

То хвост у змеи остается живым»

Готовность встать на защиту родины красной нитью проходят через все военные песни Жамбула Жабаева. Он отчетливо сознавал свой долг поэта как воспитателя масс. Непоколебимая вера в торжество справедливого дела, непреодолимости мощи Родины, непобедимости советского народа и призыв к героическим подвигам – все это сделало песни Ж.Жабаева сильным идейным оружием в борьбе против немецко-фашистского нашествия. Его песни звучали и в осажденном Ленинграде и Сталинграде, и в партизанских отрядах, и на предприятиях, колхозах, городах и аулах, публиковались в газетах, использовались в политработе действующей армии – все это свидетельствует об огромной общественной силе его песен, об их воздействии на разум и сердце слушателей, их служении делу победы.

Однако песни девяностопятилетнего акына стали не только грозным пропагандистским оружием, его песни несли в себе огромный педагогический заряд. Акын учил людей считать себя частицей общества, так как ощущение физического и духовного удовлетворения, по его мнению, возможно лишь при благополучии страны, родины и народа. Это понятия для Жамбула неразделимы:

«Родина – Это народа душа,

Душу от тела кто оторвет?» 

Призывая забыть о личных выгодах, не согласующихся с интересами Отечества, Жамбул требовал полной самоотдачи:

«Ты во имя родной страны, 

Про свои забудь табуны, 

Про аульные казаны,

Про расшитые чапаны. 

Ни любимой своей жены, 

Ни веселых своих детей,

Ни себя, мой сын, не жалей!» 

Поэт призывал и воспитывал высокую сознательность защитников Родины, требовал последовательности в патриотических чувствах:

«Не давайся врагу живьем, 

Бей копьем его и ружьем. 

Если и будет неравен бой, 

Если аркан сдавит тугой, 

Если вороны над тобой –

Будь бесстрашен, как Махамбет, 

Ты ни слова врагу в ответ,

И на пытке не говори.

Плюнь в глаза ему и умри…»

Это гордое презрение к врагам звучит во многих песнях казахского акына. Его песни являются поэтическим наставлением всем советским воинам, своеобразным кодексом поведения в бою:

«Помни, воин: ни шагу назад! 

Чем позорного рабства печать,

Смерть не легче ли нам во сто крат?!»

Предательством и трусостью не спасти свою жизнь, учит акын. Силой акын называет смелость, непогрешимую стойкость воина, горячую ненависть к врагам:

«Если дышишь еще, если жив,

Если двигаться в силах рука, 

Не подрублены ноги пока. 

– Бей врага, милый сын,

Бей врага!

Только уверенность, чтобы не сдать, 

Можно, сын мой, каменным стать! 

В сталь, в железо себя обратить,

Чтоб от Родины смерть отвратить!»

Война шла за тысячи километров от Казахстана, но акын с горечью пел, что враг ворвался в его родной аул, в его родной дом. Чувство единства и нерушимости многонациональной нашей страны является отличительным качеством всей поэзии Жамбула Жабаева военной поры. Чаще, чем когда-либо, идея братства, дружбы советских народов пронизывает все творчество казахского акына военного периода.

Тема Ленинграда прочно вошла в песни Ж.Жабаева в военные годы как тема дружбы народов Советской страны. Он посвятил Ленинграду много песен: «Ленинград победит», «Городу Ленинских зорь», «Тебе, комсомолец Ленинграда» и другие. Но наивысшей точкой этого поэтического разговора, кульминацией стала его песня «Ленинградцы, дети мои!», прозвучавшая в сентябре 1941 года по радио в осажденном городе. Плакаты с поэтическими посланием казахского акына были развешаны по всему городу. Стихотворение Жамбула Жабаева явилось поэтическим призывом ко всему советскому народу, дающему отпор вражескому нашествию. Поэтическое внушение казахского акына по форме было фольклорным заклинанием, а по содержанию – наполнено высоким патриотизмом.

«Все пойдем на выручку вам, 

Полководческим вняв словам. 

Предстоят большие бои,

Но не будет житья врагам! 

Спать не в силах сегодня я, 

Пусть подмогой будут, друзья. 

Песни вам на рассвете мои,

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!»

Обращение Жамбула Жабаева вызвало огромный патриотический подъем в городе. Участник обороны Ленинграда Всеволод Вишневский позже рассказывал на страницах газеты «Правда»: «Без слов и чувства радостного волнения не могли мы читать это послание. Мы ощущали это письмо также ценно, как подход сильного резерва. Народ Казахстана слал нам свой братский привет, любовь и дружбу, и мы шли в бой, удвоив силы». Именно с этой песни Джамбула Жабаева начался целый поток произведений, посвященных осажденному мужественному городу поэтами других советских народов: «Ленинград – Узбекистан» Амина Умари, «Крепость Севера» Миртемира и многие другие.

Во многих песнях Ж.Жабаев показывает борьбу советских людей против фашизма и как пример подражания – подвиг отдельных героев страны: «Героям Воронежа», «Письмо Павлу Кузнецову», «Советским гвардейцам» и другие. Ряд песен Жамбула Жабаева завершается призывом к совершенствованию военного мастерства, к четкости и оперативности в боевых действиях, способствуя воспитанию в характере воина мужества и твердости.

Жамбул отправил на войну двух сыновей, внуков, но для него все защитники Родины были родными детьми. В песне «На смерть сына», посвященной памяти сына Алгадая, акын обращается ко всем воинам Советской Армии:

«О, сын мой! О сыны! 

Герои отвагой рождены,

Коль голову сложат, громя врага, –

Их память народу навек дорога.

А крепости вражьи сумеют взять, –

Их славе в народе вечно сиять…»

Его произведения военных лет явились социально-публистическим портретом защитника Родины. Сам Жамбул стал символом мужества и патриотизма.

Источник Sauap.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

65273008