История музея Курмангазы в с.Алтынжар

История и деятельность музея Курмангазы со дня основания.

Музей Курмангазы – наша гордость и достопримечательность. Открыт он в селе Алтынжар Володарского района Астраханской области, недалеко от которого был похоронен Курмангазы.

История создания музея началась в 80-х годах 20 века. Основателем музея является бывший председатель колхоза имени Курмангазы Валитхан Джумагалиевич Джумумухамбетов. В начале 80-х годов 20 века во время посещения могилы Курмангазы делегацией соседнего с нами Денгизского района Гурьевской области Казахской ССР Валитхан Джумагалиевич выступил с идеей создать в селе Алтынжар музей Курмангазы Сагырбаева. Идею поддержали и решили строить совместными усилиами – совхоз Курмангазы Денгизского района Гурьевской области и колхоз имени Курмангазы Володарского района Астраханской области.

В октябре 1984 года бригада строителей приступила к строительству и закончила его в начале 1985 года. Правление Астраханского союза рыболовецких колхозов утверждает штатное расписание колхозного музея в составе научного работника и уборщицы. На страницах районной газеты «Заря Каспия» печатаются обращения к населению с просьбой оказать помощь в сборе экспонатов для музея, который был поручен члену правления колхоза, секретарю партийной организации Куандыкову Марксу Елемесовичу. Жители Алтынжара и близлежащих сел откликнулись на призыв газеты и безвозмездно отдавали в музей годами сохраняемые ими, доставшиеся им от дедов и родителей вещи.

В сентябре 1986 года был создан совет музея, в состав которого вошли учитель истории школы Досов Г.Ж., директор школы Нургалиев Н.Х., бригадир овощеводов Абуталиева З.М., председатель колхоза Джумумухамбетов В.Д. Члены совета музея составили план работы, план создания экспозиции.

Отдел культуры Гурьевского облисполкома направил художника Токаева Есбулата, который работал в музее до самого открытия, а также написал маслом портрет Курмангазы, переданный в последствии Алтынжарской школе, и карандашом портрет исследователя жизни и творчества Курмангазы Н.Ф.Савичева, экспонируемый в настоящее время в музее.

21 декабря 1986 года состоялось торжественное открытие музея…

В ноябре 1989 года была проведена реэкспозиция музея с участием лауреата Государственной премии Казахстана, архитектора – реставратора Мурата Максутова, художников Ербола Карыкбаева, Бауржана Ескалиева. В результате ее появились новые разделы экспозиции, новые материалы о жизни и творчества композитора, его учеников, почитателей его музыкального наследия. Выполненные художниками рисунки, диорамы «В степи», «В казахской юрте», портреты, зарисовки хорошо дополнили экспозицию, в которой есть и список более 50-ти дошедших до нас кюев – наигрышей.

Два зала музея были полны материалами, рассказывающие о жизни и творчества музыканта, его учеников — продолжателей творчества великого музыканта, об оркестре, который носит имя Курмангазы. Именно, оркестр имени Курмангазы гастролирует по всему миру, прославляя творчество великого музыканта.

Второе рождение. Музей Курмангазы как государственного статуса.

Из воспоминаний председателя казахского общества «Жолдастык» Н.С.Искакова:

«Август 1990 года, когда, сопровождая делегацию Казахской ССР, впервые приехал в село Алтынжар на могилу Курмангазы, а затем посетил музей. Это было небольшое помещение, с ограниченным количеством собранных энтузиастами экспонатов, бережно хранимых ими как наследие прошлого, как история казахского народа. В беседе с Джумумухамбетовым В.Д. выяснилось, что музей является колхозным, практически целенаправленная поддержка со стороны областного управления культуры не оказывается. В ходе проведения учредительной конференции по созданию общества «Жолдастык», многими депутатами было высказано пожелание наряду с возрождением казахского языка, казахской национальной культуры, традиции и обычаев обратить особое внимание на необходимость сохранения и популяризации творчества Курмангазы, поддержания и развития музея в с.Алтынжар, придания ему государственного статуса».

По ходатайству общества «Жолдастык», при поддержке руководства Астраханского государственного историко – архитектурного музея – заповедника в декабре 1990 года было принято решение Астраханского облисполкома о передаче музея Курмангазы в с.Алтынжар в ведение музея – заповедника на правах его филиала, а также о строительстве пристроя к нему для создания экспозиции по истории казахов на Нижней Волге.

Всю научную часть экспозиции «Казахи на Нижней Волге» подготовил Саткаев Камидулла Рахимжанович. Его эрудиция, глубокие знания истории и жизни казахского народа, жизненный опыт, склонность к научным изысканиям, умение обобщить найденные материалы, многолетние связи с творческой казахской интеллигенции позволили ему собрать обширный документальный и вещественный материал.

В экспозицию «Казахи на Нижней Волге» вернулась юрта с ее внутренним убранством, здесь же предметы быта кочевника – скотовода. Представлены орудия лова рыбы прошлого и настоящего, предметы прикладного искусства.

В зале множество документальных материалов, относящихся к середине и концу 19 века, рисунки, портреты, фотографии, живописные картины и многое другое. Они как бы доносят до посетителей дух, быт, условия жизни казахов того далекого времени.

В музее множество книг о жизни и творчества классика казахской народной музыки Курмангазы А.Жубанова, Х.Ергалиева, Х.Ермуратова, Е.Кенжалиева и др. Представлены казахские музыкальные народные инструменты, керамические изделия и панно.

Новая экспозиция открылась в 1993 году. В село Алтынжар приехали много гостей из Республики Казахстан, вся Астраханская область, гости города. Казалось, вся степь пришла поклониться праху Курмангазы. Это было незабываемое зрелище. Люди шли пешком, ехали на машинах, паромы не успевали перевозить желающих попасть в Алтынжар.

Соблюдая старинные традиции своих предков, гости везли многочисленные дары музею, которые становились его экспонатами – ковры ручной работы, скульптуры, вазы и картины, орнаментированные в казахском стиле.

Наш земляк Измурат Бисенгалиев, который жил в г.Алмаате подарил музею генеалогическое древо, в котором дан родоплеменной состав на основе литературных источников и преданий. И каждый казах, посещая музей, часами изучает этот прекрасный экспонат, который занял достойное место в зале музея.

Знаком большого внимания к музею стали преподнесенные музею администрацией Астраханской области и областным обществом казахской культуры «Жолдастык» скульптура Курмангазы работа ученого – антрополога Ноэля Шаяхметова, картины, альбомы – их так много в музее!

Незабываемые события для всех жителей села, области стало посещение его Президентом РК Н.А.Назарбаевым, прилетевшим в Астраханскую область 11 октября 1996 года на открытие мавзолея Курмангазы. После осмотра музейных залов президент вручил портрет Курмангазы, который занял достойное место в экспозиции музея. В книге почетных гостей Президент РК оставил запись.

Раз сейчас мы вспомнили о Мавзолее нельзя не сказать об авторе, архитекторе этого замечательного красивого Мавзолея Нуркабаеве Максуте Султановича. Вот его воспоминания о строительстве Мавзолея Курмангазы: «… Это блогородное дело. Участие в строительстве этого Мавзолея, тем более авторство – это большая честь. И я очень доволен, что волею судьбы мне посчастливилось это делать. Курмангазы – это яркая личность, гениальная фигура в казахской музыке. И быть сопричастным к увековечению его памяти для потомков в будущем, 21 веке, — это ответственно и почетно. И я горжусь этим. Курмангазы – это легенда, это величина, которую мы все знаем. И строить Мавзолей – это большая честь. Я говорю без насыщенных фраз то, что думаю. Для меня было дорого и то, что мавзолей этот я возводил на территории России, а здесь первый Мавзолей. И это накладывает особую ответственность, мавзолей является как бы символом казахского искусства, и он должен достойно представлять его на российской территории…

Еще очень помогала музыка. Я люблю классику – Моцарт, Шопен, Бах, духовую музыку. Она создает ощущение возвышенности, одухотворенности, кажется, что ты готов парить между небом и землей… Наверно, так себя ощущал и Курмангазы, создавая свои знаменитые кюи…

А все это, вместе взятое, и сказалось на том, как возводился мавзолей Курмангазы, все эти чувства воплотились в нем и устремлены теперь в синее небо, куда устремлен и купол мавзолея».

Да, действительно, из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки и пения. Она рассказывает о том, как парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над Великой степью казахов – кочевников, опустилась очень низко, и поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, путешественники, наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали выдающуюся способность этого народа к творчеству, стремительной музыкально – поэтической импровизации и широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения – от младенцев до глубоких старцев. В своем самобытном творчестве Курмангазы проникновенно отразил широкую панораму жизни казахского народа. Его кюи воспевают красоту родного края, создают могучие образы героев – батыров, отражают конкретные события жизни самого кюйши. Динамичный характер, быстрый темп и развернутые, масштабные формы его произведений охватывают весь диапазон домбры. Курмангазы занимает особое место в музыкальной культуре, его искусство представляет вершину развития домбровой школы.

Музыка великого кюйши живет в веках!

Мавзолей Курмангазы – это действительно, драгоценное наследие.

Жизнь музея сегодня.

В 2005 году музей переехал в новое здание, который находится рядом с захоронением Курмангазы.  За это время он доказал свою жизненность и необходимость людям. Листая книгу посещений музея, убеждаешься в широте географических мест, откуда едут поклонники таланта Курмангазы поклониться его праху, прикоснуться к его творческому наследию. Приезжают со всех уголков мира, оставляют в книге отзывов свои впечатления на разных языках.

Сегодня музей живет обычной жизнью: комплектует, хранит, популяризирует культуру казахов, творчество Курмангазы, встречая гостей, проводя выставки, экскурсии и мероприятия.

Большое внимание проявляют к жизни музея печать, радио, телевидение. Его частыми гостями бывают журналисты СМИ.

Однажды родившись, музей не остается неизменным. Его жизнь – цепь новых и новых обновлений. Музей Курмангазы в постоянном обновлении, в поисках экспонатов, новых форм работы, в научных изысканиях, так как именно музей – одно из самых современных проявлений культуры, знаменующее движение вперед. Музейное дело многогранно – наука, хранение, просветительская работа. У музея Курмангазы своя история, свой состав коллекций, свои достижения, свое будущее и свои проблемы.

В первую очередь проводится большая работа по привлечению посетителей. Перед сотрудниками музея поставлена цель: научно – исследовательскую, активно стала проводится научно – просветительская деятельность, выездные работы.

Хочется еще раз сказать, какое все-таки огромное значение имеет музей Курмангазы. Конечно музеев много: литературные, этнографические, краеведческие, школьные и другие. У каждого из них интересная история, индивидуальные экспонаты, но музей Курмангазы он особенный, единственный, неповторимый. Сотрудниками музея было сделано многое для пропаганды творчества великого музыканта. Ими собраны материалы о творчестве композитора, его продолжателях творчества, о истории казахского народа, предметы быта и старины. Сотрудничаем, обмениваемся опытом со всеми музеями, которые находятся на территории области, России и Казахстана.

Кому не интересно узнать прошлое и настоящее своего народа, историю родного края? Эту возможность любой человек получить, посетив музей. За эти годы через музей прошли тысячи и тысячи посетителей разного уровня.

Музей знакомит с историей казахского народа, с бытом, с творчеством великого музыканта. Часто гостями музея школьники – это нас очень радует, потому что дети – наше будущее. Для детей школьного возраста разработана специальная программа: «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Музейная работа – это кропотливый труд. Благодаря профессионализму сотрудников музея сохраняются все исторические события, происходящие на земле. А музей Курмангазы вносит огромный вклад в укрепление дружбы и согласия между народами. Музейные работники – это подвижники, своим трудом подтверждающие, «что не хлебом единым жив человек», скромные и находчивые, всегда излучают оптимизм.

На желтом бугре возвышается белоснежный мавзолей Курмангазы. Дуют над его могилой свежие ветры, расстилаются вокруг воспетые им бескрайние степи. А мавзолей, воздвигнутый на месте захоронения Курмангазы благодарными потомками, плывут в лучах жаркого южного солнца, как созданные им мелодии над бескрайними просторами России и Казахстана, призывая живущих на земле людей к миру, добру и согласию.

Фото взято с сайта http://culture.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

65273008