Инструментальная музыка казахов Астраханской области

Музыкальный фольклор казахов, проживающих в России и других республиках СНГ, еще малоизучен. Сказанное касается почти всех условно выделяемых этнических групп, в том числе и волжской, которая большей частью сосредоточена в Астраханской области, а также в городах Саратове, Волгограде, в Калмыцкой и Башкирской республиках.

Согласно историческим сведениям, предки казахов с древних времен населяли территории Нижнего и Среднего Поволжья. Междуречье Волги и Урала в прошлом — традиционные места кочевок казахских племен и родов. В начале XIX века здесь была образована т.н. Букеевская (Внутренняя) Орда (1801-1876), включавшая нынешние Западно-Казахстанскую, Атыраускую (Казахстан) и Астраханскую (Россия) области. Позже к тем, кто проживает в данном регионе со времен царской России, присоединилась новая волна переселенцев, возникшая в 30-е годы XX века, в период коллективизации.

Этот край отличается богатыми музыкальными и, прежде всего, инструментальными, традициями. С Букеевской Ордой связаны имена выдающихся кюйши — Курмангазы (1823-1896), Даулеткерея (1814- 1887), основателей двух наиболее известных в Западном Казахстане домбровых школ. Их творческое наследие активно бытует и сохранилось в репертуаре последователей, современных музыкантов. Исполняются обрядовые песни, сочинения таких знаменитых акынов, певцов, эпических сказителей как Шернияз, Махамбет, Мухит, Насихат, Гылман Чореков и др. Звучат обрядовые песни. Показательно, что Курмангазы последние годы своей жизни провел в с.Алтынжар Володарского района Астраханской области. Интересен и другой факт. Одна из лучших учениц Курмангазы — Дина Нурпеисова (1861-1955) также долгое время проживала в Астраханской области, демонстрируя свое искусство на ярмарках и базарах. В 1937г. по приглашению Кабинета казахской музыки при филармонии она приехала в Алматы.

Вместе с тем, Астраханская область многонациональна по этническому составу. Здесь проживает более 86 национальностей: наряду с казахами русские, татары, ногайцы, калмыки, туркмены, башкиры, азербайджанцы, кумыки и др. С середины XVI века Астрахань становится одним из крупнейших торговых и культурных центров Поволжья, связывающих европейскую часть России с Азией. С одной стороны, наличие устойчивых связей с традициями Западного Казахстана, с другой, межэтнические культурные взаимовлияния, во многом определили своеобразие народного музыкального искусства данного региона.

В центре нашего внимания — инструментарий и инструментальная (преимущественно домбровая) музыка астраханских казахов, рассмотренные в русле традиции и межкультурных связей.

С этой целью привлекаются разнообразные источники:

а) сведения, содержащиеся в трудах русских ученых и путешественников XVIII-XIX вв., а также казахстанских этномузыковедов и исполнителей-домбристов, ведущих собирательскую деятельность (А.Затаевича, А.Жубанова, Б.Ерзаковича, Б.Сарыбаева, Т.Мергалиева, А.Токтаган, К.Ахмедьярова, К.Сахарбаевой и др.);

б) материалы фольклорных экспедиций автора в пограничные районы Атырауской и Астраханской областей (1978, 1985), поездки в г.Астрахань и прилегающие районы — Володарский (с. Алтынжар, Калинин), Красноярский (с. Байбек, Малый Арал, Ватажное, Сеитовка, Ясын-Сокан), Приволжский (с.Тулугановка, Килинчи) (1990) и т.д.

Инструментарий астраханских казахов достаточно разнообразен. Особенно популярна двухструнная западно-казахстанская домбра (щипковый хордофон) с грушевидным, трапецевидным корпусом и удлиненным грифом. Ее строение традиционно: 12 перне (ладков). В прошлом навязывались жильные струны, специально изготовленные из бараньих или козьих кишок. В настоящее время используется капрон или леска. На некоторых инструментах, во избежание фальшивого звучания и более устойчивого крепления струнодержателя уста­навливается тюйин — деревянный брусок (возле порожка и за подставкой). Домбра бытует в качестве сольного и сопровождающего инструмента.

Если об исполнителях на сыбызгы (вид открытой продольной флейты) местные музыканты что-то помнят, то сведений о бытовании кыл- кобыза (двуструнный смычковый хордофон) практически не сохранились. Кобызом здесь называют скрипку.

Среди других музыкальных инструментов, получивших распространение с середины XIX века, особенно популярна гармонь, однорядка двух видов (саратовская и тальянка). В народе ее называют «сырнай» (по аналогии с казахским одноименным духовым инструментом). На гармони звучат казахские, русские, ногайские, татарские наигрыши и песенные мелодии (т.н. жыр-кюи — инструментальные версии песен).

Домбровая музыка находится в русле исполнительских традиций Западного Казахстана (кюи-токпе) . Среди народных музыкантов (кюйши — создатели или народные композиторы, домбрашы — преимущественно исполнители), в основном встречаются последователи школы Курмангазы, что во многом определяет особенности их репертуара. Так, широкое распространение получили кюи Курмангазы и Дины, а также Даулеткерея, их учителей, предшественников и современников — Узака, Туркеша (1832-1975), Сейтека (1861-1923) и др.

Наряду с известными кюями, на домбре звучит и песенно-танцевальная музыка. В т.н. «би-кюях» (с каз. яз. «кюй-танец»), «эн-кюях» («кюй-песня»), жыр-кюях, еще малоисследованных, используются мотивы казахских, ногайских, калмыцких песен и танцев.

Многие домбристы являются одновременно и певцами. В их репертуаре — казахские, ногайские, татарские, башкирские, русские народные песни.

Проблемы межэтнических культурных связей, актуальные на музыкальном материале изучаемого региона, чрезвычайно сложны. Они могут представлять интерес сами по себе. Не углубляясь в существо вопроса отмечу, что взаимовлияния — процесс двусторонний (правда, в данном случае, речь идет только о влиянии на казахскую музыку!) и в прошлом протекавший по разным каналам. Укажу на некоторые из них: а) участие музыкантов на ярмарках, в состязаниях певцов (айтыс) и инструменталистов (тартыс), знакомство с музыкой соседних народов; б) поездки казахских кюйши (Даулеткерей и др.) в такие города, как Москва, Петербург, Оренбург, Омск, Астрахань, Казань; в) обучение представителей казахской аристократии в России, приобщение к идеям передовой русской мысли. В общении с другими представителями народного искусства перенималось все лучшее, что было ими создано. Репертуар музыкантов нередко включал вокальные и инструментальные произведения разных народов. Об этом свидетельствуют ряд пьес с характерными названиями — «Калмак кыздын эн» («Песня калмыцкой девушки»), «Туркмен куй» («Туркменский кюй»). Так, по одной из версий, кюй «Балбрауын» Курмангазы посвятил Брауну — генерал-губернатору Новосибирска, будучи у него на балу. Другой известный кюйши — Даулеткерей на домбре исполнял русские, туркменские пьесы, г) Наконец, многие казахские исполнители владели разными инструментами: балалайкой и мандолиной (Даулеткерей), скрипкой, гармонью (Сейтек, Уахап, Кабиго-жин)

Отметим также, что музыкальные культуры двух родственных народов — казахов и ногайцев, в особенности карагашей, говорящих на казахском языке, а также черкешей, кумыков и некоторых других представителей Северного Кавказа, весьма родственны.

 

С. УТЕГАЛИЕВА, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой теории музыки, доцент Казахской национальной консерватории им. Курмангазы (Алматы, Казахстан))

Источник: latesco - корректор правильной осанки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

65273008