Инструментальная музыка казахов Астраханской области

Музыкальный фольклор казахов, проживающих в России и других республиках СНГ, еще малоизучен. Сказанное касается почти всех условно выделяемых этнических групп, в том числе и волжской, которая большей частью сосредоточена в Астраханской области, а также в городах Саратове, Волгограде, в Калмыцкой и Башкирской республиках.

Согласно историческим сведениям, предки казахов с древних времен населяли территории Нижнего и Среднего Поволжья. Междуречье Волги и Урала в прошлом — традиционные места кочевок казахских племен и родов. В начале XIX века здесь была образована т.н. Букеевская (Внутренняя) Орда (1801-1876), включавшая нынешние Западно-Казахстанскую, Атыраускую (Казахстан) и Астраханскую (Россия) области. Позже к тем, кто проживает в данном регионе со времен царской России, присоединилась новая волна переселенцев, возникшая в 30-е годы XX века, в период коллективизации.

Этот край отличается богатыми музыкальными и, прежде всего, инструментальными, традициями. С Букеевской Ордой связаны имена выдающихся кюйши — Курмангазы (1823-1896), Даулеткерея (1814- 1887), основателей двух наиболее известных в Западном Казахстане домбровых школ. Их творческое наследие активно бытует и сохранилось в репертуаре последователей, современных музыкантов. Исполняются обрядовые песни, сочинения таких знаменитых акынов, певцов, эпических сказителей как Шернияз, Махамбет, Мухит, Насихат, Гылман Чореков и др. Звучат обрядовые песни. Показательно, что Курмангазы последние годы своей жизни провел в с.Алтынжар Володарского района Астраханской области. Интересен и другой факт. Одна из лучших учениц Курмангазы — Дина Нурпеисова (1861-1955) также долгое время проживала в Астраханской области, демонстрируя свое искусство на ярмарках и базарах. В 1937г. по приглашению Кабинета казахской музыки при филармонии она приехала в Алматы.

Вместе с тем, Астраханская область многонациональна по этническому составу. Здесь проживает более 86 национальностей: наряду с казахами русские, татары, ногайцы, калмыки, туркмены, башкиры, азербайджанцы, кумыки и др. С середины XVI века Астрахань становится одним из крупнейших торговых и культурных центров Поволжья, связывающих европейскую часть России с Азией. С одной стороны, наличие устойчивых связей с традициями Западного Казахстана, с другой, межэтнические культурные взаимовлияния, во многом определили своеобразие народного музыкального искусства данного региона.

В центре нашего внимания — инструментарий и инструментальная (преимущественно домбровая) музыка астраханских казахов, рассмотренные в русле традиции и межкультурных связей.

С этой целью привлекаются разнообразные источники:

а) сведения, содержащиеся в трудах русских ученых и путешественников XVIII-XIX вв., а также казахстанских этномузыковедов и исполнителей-домбристов, ведущих собирательскую деятельность (А.Затаевича, А.Жубанова, Б.Ерзаковича, Б.Сарыбаева, Т.Мергалиева, А.Токтаган, К.Ахмедьярова, К.Сахарбаевой и др.);

б) материалы фольклорных экспедиций автора в пограничные районы Атырауской и Астраханской областей (1978, 1985), поездки в г.Астрахань и прилегающие районы — Володарский (с. Алтынжар, Калинин), Красноярский (с. Байбек, Малый Арал, Ватажное, Сеитовка, Ясын-Сокан), Приволжский (с.Тулугановка, Килинчи) (1990) и т.д.

Инструментарий астраханских казахов достаточно разнообразен. Особенно популярна двухструнная западно-казахстанская домбра (щипковый хордофон) с грушевидным, трапецевидным корпусом и удлиненным грифом. Ее строение традиционно: 12 перне (ладков). В прошлом навязывались жильные струны, специально изготовленные из бараньих или козьих кишок. В настоящее время используется капрон или леска. На некоторых инструментах, во избежание фальшивого звучания и более устойчивого крепления струнодержателя уста­навливается тюйин — деревянный брусок (возле порожка и за подставкой). Домбра бытует в качестве сольного и сопровождающего инструмента.

Если об исполнителях на сыбызгы (вид открытой продольной флейты) местные музыканты что-то помнят, то сведений о бытовании кыл- кобыза (двуструнный смычковый хордофон) практически не сохранились. Кобызом здесь называют скрипку.

Среди других музыкальных инструментов, получивших распространение с середины XIX века, особенно популярна гармонь, однорядка двух видов (саратовская и тальянка). В народе ее называют «сырнай» (по аналогии с казахским одноименным духовым инструментом). На гармони звучат казахские, русские, ногайские, татарские наигрыши и песенные мелодии (т.н. жыр-кюи — инструментальные версии песен).

Домбровая музыка находится в русле исполнительских традиций Западного Казахстана (кюи-токпе) . Среди народных музыкантов (кюйши — создатели или народные композиторы, домбрашы — преимущественно исполнители), в основном встречаются последователи школы Курмангазы, что во многом определяет особенности их репертуара. Так, широкое распространение получили кюи Курмангазы и Дины, а также Даулеткерея, их учителей, предшественников и современников — Узака, Туркеша (1832-1975), Сейтека (1861-1923) и др.

Наряду с известными кюями, на домбре звучит и песенно-танцевальная музыка. В т.н. «би-кюях» (с каз. яз. «кюй-танец»), «эн-кюях» («кюй-песня»), жыр-кюях, еще малоисследованных, используются мотивы казахских, ногайских, калмыцких песен и танцев.

Многие домбристы являются одновременно и певцами. В их репертуаре — казахские, ногайские, татарские, башкирские, русские народные песни.

Проблемы межэтнических культурных связей, актуальные на музыкальном материале изучаемого региона, чрезвычайно сложны. Они могут представлять интерес сами по себе. Не углубляясь в существо вопроса отмечу, что взаимовлияния — процесс двусторонний (правда, в данном случае, речь идет только о влиянии на казахскую музыку!) и в прошлом протекавший по разным каналам. Укажу на некоторые из них: а) участие музыкантов на ярмарках, в состязаниях певцов (айтыс) и инструменталистов (тартыс), знакомство с музыкой соседних народов; б) поездки казахских кюйши (Даулеткерей и др.) в такие города, как Москва, Петербург, Оренбург, Омск, Астрахань, Казань; в) обучение представителей казахской аристократии в России, приобщение к идеям передовой русской мысли. В общении с другими представителями народного искусства перенималось все лучшее, что было ими создано. Репертуар музыкантов нередко включал вокальные и инструментальные произведения разных народов. Об этом свидетельствуют ряд пьес с характерными названиями — «Калмак кыздын эн» («Песня калмыцкой девушки»), «Туркмен куй» («Туркменский кюй»). Так, по одной из версий, кюй «Балбрауын» Курмангазы посвятил Брауну — генерал-губернатору Новосибирска, будучи у него на балу. Другой известный кюйши — Даулеткерей на домбре исполнял русские, туркменские пьесы, г) Наконец, многие казахские исполнители владели разными инструментами: балалайкой и мандолиной (Даулеткерей), скрипкой, гармонью (Сейтек, Уахап, Кабиго-жин)

Отметим также, что музыкальные культуры двух родственных народов — казахов и ногайцев, в особенности карагашей, говорящих на казахском языке, а также черкешей, кумыков и некоторых других представителей Северного Кавказа, весьма родственны.

 

С. УТЕГАЛИЕВА, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой теории музыки, доцент Казахской национальной консерватории им. Курмангазы (Алматы, Казахстан))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

65273008