3 июня – День велосипеда и День парашюта

Генеральная Ассамблея ООН в апреле 2018 года объявила 3 июня Всемирным днем велосипеда. Инициативу поддержали 56 государств.

День был установлен для признания значимости велосипеда как удобного, доступного и экологичного вида транспорта с солидной историей. Некоторые источники утверждают, что первый в России двухколесный велосипед изобрел уральский крепостной Ефим Артамонов. По одной из версий, в 1800 году Ефим Михеевич создал велосипед-самокат, который состоял из двух железных колес и деревянного сиденья, на котором надо было бегать. В 1801 году изобретатель прибыл с изобретённым велосипедом на коронацию Александра I. Впрочем, в 1980-ых годах историческая наука сочла эту историю выдумкой.

Официальная версия происхождения современного прототипа велосипеда такова: в 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез создал, а в 1818 запатентовал первый двухколёсный самокат, названный им «машиной для бега». Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и был похож на велосипед без педалей с деревянной рамой. С 1870‑х годов стала приобретать популярность схема «пенни-фартинг». Название описывает несоразмерность колёс, ибо монета пенни была намного больше фартинга.

Производство велосипедов также был важно для разработки технической базы для других видов транспорта, прежде всего автомобилей и самолётов. А еще велосипеды сыграли роль в эмансипации женщин. В моду стали входить шаровары для удобства езды на двухколесном транспорте, а неудобные корсеты стали уходить в прошлое. Знаменитая американская суфражистка Сьюзен Энтони считала, что велосипед сделал для свободы и независимости женщин больше, чем все остальное вместе взятое.

Велосипед является «символом устойчивого транспорта», который даёт позитивный сигнал для «способствования устойчивого потребления и производства, оказывающего положительное влияние на климат». Всемирный день велосипеда с недавних пор ассоциируется с продвижением здорового образа жизни.

3 июня – первый полет живого существа на парашюте. Изображение Günther Schneider с сайта Pixabay 

3 июня 1785 года французский изобретатель, наиболее известен как пионер авиации и воздухоплавания Жан-Пьер Франсуа Бланшар продемонстрировал в Лондоне сконструированный им парашют для прыжков с воздушного шара, скинув в нём собаку с высоты 300 метров.

Закончилось все благополучно даже для собаки: животное приземлилось невредимым, к изумлению публики. Позднее представилась возможность испытать парашют самому. В 1793 году воздушный шар изобретателя взорвался, и он использовал парашют для эвакуации. Последующее развитие парашюта было направлено на его компактность. В то время как ранние парашюты были сделаны из льняной ткани, натянутой на деревянный каркас, в конце 1790‑х, Бланшар начал делать парашюты из свернутого шёлка, так как он был более прочен и имел меньший вес.

Отважный француз сделал много для развития воздухоплавания, но, увы, погиб тоже из-за своих смелых экспериментов. 20 февраля 1808 года Жан-Пьер Франсуа Бланшар перенёс сердечный приступ во время полёта на воздушном шаре в Гааге. Он упал с воздушного шара и умер один год спустя от серьёзных травм. Его вдова продолжала показательные полёты, пока также не погибла.

Фото обложки: изображение Karen Warfel с сайта Pixabay 

Есть новость? Пришлите её нам!

65273008